4 4
КАИ

Бензин..... Опять сговор?

Рекомендуемые сообщения

31 минуту назад, Бывалый сказал:

Вирус Заева не могли вычислить службы контроля нефтяных компаний... Расследование усложняло то, что ... никто из водителей... не обращался в полицию. 

Обращались, но их отфутболивали за недоказанностью.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В последние несколько дней увидел несколько постов про недолив на АЗС и про "вирусы" и читая комментарии понимаю что народ просто не осознает как работает сама АЗС.

А так случилось, что я 7 лет свой жизни ремонтировал и строил АЗС и нефтебазы. Делал я это в Болгарии, Сербии, Румынии и Албании, но суть не меняет. Участвовал и в разработке собственных "мозгов" и фискальной системы. По своему опыту знаю, что 90% колонок на всех сетевых АЗС в России - Adast, Tokheim, Schiedt&Bachman и Schwelm, изредка видел OPW и отечественные ТРК.

 

И так, приступим к принципу работы АЗС и ТРК в частности.

Принцип работы ТРК для светлых видов топлива (бензин, дизель) не отличается от принципа работы колонки для СПБТ или метана.

ТРК состоится из насоса, расходомера, импульсного датчика, мозгов, пусковой электроники (некоторые мозги Tokheim скомбинированы с пусковой электроникой и не имеют отдельный модуль), немного проводов, кнопочек, дисплей и немного железяк, скоростной отсекатель - это для дебилов которые трогаются с вставленным пистолетом в бак, немного клапанов и трубок.

Когда вы ставите пистолет в горловину бака есть два варианта развития - колонка разблокирована и вы наливаете сколько хотите, идете оплачиваете или колонка заблокирована, вы идете, платите, колонку разблокируют и ставят лимит. Установить лимит можно на самой колонке, в Европе на большинстве АЗС когда подходит заправщик, если вы не льете до полного, он нажимая несколько кнопок устанавливает лимит, допустим 30л, вставляет пистолет и уходит заправлять др. машину, колонка остановится на 30л.

 

Но как проходит весь процесс заправки?

 

При снятии пистолета с колонки срабатывает простой ключ замыкания, который установлен на гнезде пистолета или эл. магнитный датчик на более новых колонках, он подает сигнал мозгам - сняли пистолет №3 например. Мозги сверяю с системой в АЗС на этом пистолете какое топливо и по какой цене и можно ли заправлять. Получают ответ и в зависимости от ответа выводят цену за литр на дисплей и открывают реле насоса. Если ответ отрицателен - то мозги не откроют реле и насос не включится. Вроде тоже ничего сложного, вся коммуникация проходит по RS232, а в более новых уже идет по ethernet, но суть примерно одна и та же.

Насос закачивает топливо из резервуара АЗС, пропускает через расходомер и отправляет уже в шланг, пистолет и вам в бак.
 

И вот здесь будет самая интересная часть про недолив, перелив и мошенничество.

 

Расходомер имеет довольно простое устройство, позволяющее производить тарирование. Как это происходит будет ниже. На расходомере есть ось и к этой оси крепится импульсный датчик. По своему устройству, это примитивная электроника - ось делает один оборот, крутя датчик. Один оборот оси = 1 импульс от датчика к мозгам. Если все делать по честному и как надо, берем сосуд 20л или 50 для низко дебитных пистолетов и 200л для высокодебитных (дизельные колонки для фур), этот сосуд эталонный, он заверен метрологией. Берем пистолет, наливаем сосуд и смотрим что покажет колонка. налили 20л, колонка показала 25л. Вариантов два - можно тарировать через расходомер, вроде проще и может сделать любой болван покрутив болтики, но большие отклонения так не исправить, можно тарировать электронику. По сути мозги принимают импульсы и в них задано Х импульсов равно Х литров, они сами могут делить импульсы, литры, умножать их и т.д. и т.п. Логика довольно примитивная с точки зрения программирования. Делается это с сервизного интерфейса мозгов к которому надо подключится в самой колонки или конечно тянуть провод при строительстве в здание АЗС. Некоторые старые колонки имеют тарировочные бутоны на самих мозгах и пароль (комбинацию бутонов для нажатия) для входа в сервисное меню. Через меню можно настроить коэффициент импульсов, то есть Х импульсов умножать или делить на число от 0.01 до 9.99. И так, применив не особенно сложную математику, можно задать коэффициент и тарировать колонку. Прогнать 10 раз через эталон и работать спокойно. Надо отметить, что расходомер из за своего довольно примитивного устройства имеет так сказать фабричный дефект, который в целом не сильно влияет на количество налитого топлива, но со временем и амортизацией расходомера, дефект может проявится довольно сильно. Суть в том, что на низком дебите - это когда еле еле жмете на спуск пистолета и топливо течет маленькой струйкой, расходомер всегда отмеряет меньше топлива, т.е. колонка покажет 20л, а в реальности это будет 20.05л. А вот если сжать по полной, то недолив тоже должен быть в рамках 30-50мл. Именно поэтому и нормы установлены +/- 50мл на 20л (в России кажись были на половину но и на 10л, не помню уже). Но вот со временем можем наблюдать такие аномалии как - медленный дебит на 20л дает +400мл, а на быстром недоливает по 600-700мл, но на смешанном дебите льет +/-30-70мл.

По закону как и в России, так и в Европе, расходомеры, импульсные датчики и мозги опломбированы метрологией, а если приходил сервис, то составлен протокол, пломба снята и прикреплена к протоколу, поставлена сервисная, а владелец АЗС обязан сообщить в метрологию, а они в свою очередь приехать, измерить и опломбировать опять.

Надо отметить одно - мозги ТРК не могут находится одновременно и в сервисном режиме и в режиме коммуникации с фискальной системой в АЗС, то есть - нереально устанавливать дистанционно коэффициент импульсного датчика, надо отсоединить будет провод коммуникации с кассой - защита такая, пока есть сигнал по RS232 не будет доступно сервисное меню, это так чтоб не мухлевали вроде защита.

Коммуникация идет так - мозги считывают информацию - информацию на мозги не отправляют, они только считывают с фискальной системы сколько стоит топливо, на каком пистолете какое топливо и они отправляют инфу фискальной системе сколько литров, денег и т.д. Это означает, что невозможно установить никакой вирус, так как технически ты не можешь дистанционно программировать мозги. В мозги тоже вирус не установить. Если еще есть разбитые протоколы коммуникации всех известных производителей мозгов и ТРК, то софт мозгов хрен два найдёшь.

Все происходит на довольно простом уровне - вмешиваются в коммуникацию между импульсным датчиком и мозгами, подавая мозгам лживую информацию. Это делается легко, так как канал не защищен никак, потому что можно установить просто невидимо устройство с размером в спичечный коробок, замаскировав его как элемент колонки (просто ферритовый магнит, который не совсем ферритовый магнит) и управлять им дистанционно.

По сути получается так - импульсный датчик кидает 2000 импульсов, колонка знает что это 1л. Но вот эта фиговина на пути от импульсного к мозгам перехватывает количество импульсов, преобразует умножая их на 1.05 примерно и дает мозгам, получается что расходомер налил 1л, но мозгам пришла информация, что налили 2100 импульсов или 1.05л, что при 20л = 100мл. Но обычно никто не промышляет такими количествами и рубят полтора литра на 20л. Реально это в городских условиях не понять.

Так вот - вирусы не установить, с компа в АЗС нельзя программировать мозги ТРК, но давать ложную информацию мозгам не вопрос. Устройства такие управляются с пульта, приходишь на АЗС, говоришь до полного, они щелкают пульт раз или сколько надо чтоб сделать показало 20, налило 18 и льют. Конечно палятся когда у тебя бак пустой, вместимость 60л, а вместили 75л. Но ничего не докажешь, вызывай ментов, метрологию, придут, замерят - все норма - в момент в который ты поставишь пистолет/импульсный датчик не будет подавать импульсы более 20сек, устройство обнулится и колонка будет показывать реально. Тебя назовут дураком и ты останешься с носом. Единственный вариант поймать их - подставить эталонный сосуд в багажник и подвести из него к горловине шланг и когда тебе в эталонный сосуд 20л зальют 23л по колонке и ты снял это на видео, уже можешь что-то доказать, хотя скажут сбой системы, но если будешь очень настоятелен, чтоб открыли колонку и проинспектировали все провода и т.д. и т.п. - возможно и поймаешь. Иногда такие устройства встраивают в сами мозги и тогда поймать практически нереально, а вставить не сложно, перед запуском АЗС, мозги попали в руки кого надо, припаял что надо под видом реле и до свидание. Мозги опломбирует метрология и поймать такое - экспертиза в присутствии человека от производителя мозгов, со схемой мозгов и т.д. и т.п. - тогда да, все станет ясно понятно.

 

Именно из за многих подобных случаев, в ЕС ввели другое требование - нивомерная система в резервуарах АЗС и 24/7 коммуникация фискального устройства и нивомерной системы с налоговой и таможней. Нивомерная система работает на следующем принципе - ультразвуковой датчик или штокового типа устанавливается на резервуар, тарируется резервуар измерителями объема и др. способами. Мы в 21 веке и технология позволяет измерить что из 80 000л резервуара слили 0.05л. Сам не верил, но работает. Так вот. Так как фискальная система и нивомерная нон стоп в связи с налоговой и таможней, то вы приходите на АЗС, заливаете 20л, фискальная система отправляет в налоговую чек, автоматом и отправляется из нивомерной системы, в органах софт следит, если залили 20л а нивомер показал что залито 19.950л, то скорее всего никто никуда не поедет, но вот если фискальная говорит 20л, а нивомер 19.700, то минут таки через 20 на АЗС налоговая полиция, таможня, криминальная полиция и владельцу АЗС разорвут жопу.

 

Другова варианта борьбой с этим нет.

 

Сейчас про 50л в 45л бак и 22л в 20л канистру.

90% новых баков - пластик, который со временем расширяется, конечно не на 5л объема, но до 300мл может дойти. Во вторых - 45л бак или 20л канистра - это не до горлышка, а довольно ниже. В 2л бутылки кока колы, кола не залита под горло? Вот так и в баке и канистре. В абсолютно пустой 45л бак спокойно можно вместить до горла смотря от машины и все 50л, но если в баке были 3-4л, то 50л - нереально и вас наепали. И молитесь чтоб на АЗС просто был разебаный расходомер или коэффициент был настроен в ручную - тогда метрология поймает, иначе - забудьте.

 

На ТРК для газа тоже самое, газ идет в жидком состоянии, есть обратная фаза в газовом состоянии, но принцип работы абсолютно идентичен.

   [\spoiler]

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Автор статьи  видимо давно не в теме, у современных трк обмен данными между мозгами и обьемомером идёт по цифровой шине и криптован.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Цитата

Недолив бензина привел к менеджеру «Роснефти»

ФСБ РФ задержала топ-менеджера «Роснефть-Ставрополь» и ряд региональных менеджеров ЛУКОЙЛа.  Мероприятия прошли в рамках масштабного расследования о недоливе россиянам бензина на автозаправках, составлявшем до 7% от количества оплаченного топлива.

Как рассказал «Росбалту» источник в правоохранительных органах, в рамках расследования масштабного дела была проведена серия задержаний сразу в нескольких регионах России, в том числе и в Москве. В частности, под стражу взяли территориального менеджера «Роснефть-Ставрополь» Олега Колпакова и двух сотрудников «Лукойла» — Ковалевского и Юкинского.

«Самый интересный из них, конечно, Колпаков. Он больше 10 лет работает в системе „Роснефти“ в Ставропольском крае и отвечает как раз за большое количество АЗС. У него множество связей. Следствие полагает, что именно Колпаков является одним из организаторов преступной группы», — рассказал собеседник агентства. По его словам, к фигурировавшим ранее в расследовании статьям УК РФ 159-й (мошенничество в крупном размере) и 273-й (создание и использование вредоносных программ), добавилась новая — 210-я (организация преступного сообщества). Его создателем, как полагают в ФСБ, помимо Колпакова, являлся бизнесмен  Денис Заев, под руководством которого  были разработаны и созданы несколько уникальных вредоносных программ, позволявших незаметно для клиентов недоливать топливо при заправке их автомобилей.  

Вирусы внедрялись как в программное обеспечение самих колонок, так и в системы суммарных счетчиков, технологических проливов, контрольно-кассового учета. Когда клиент делал покупку, программа автоматически ему недоливала от 3% до 7% от количества приобретаемого бензина. При этом счетчик на колонке и все программы учета у оператора отображали, что в бак залит весь объем оплаченного топлива.

http://www.rosbalt.ru/moscow/2018/05/29/1706691.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Цитата

Стоит отметить, что выявление и расследование подобного вида хищений осложняется юридическими тонкостями: потерпевших, написавших соответствующие заявления, нет, а компании, которым и принадлежат АЗС, никаких финансовых потерь не несут. Пострадавшие автолюбители и не догадывались, что им недолили бензина

:D Это как?

Цитата

Когда клиент делал покупку, программа автоматически ему недоливала от 3% до 7% от количества приобретаемого бензина. При этом счетчик на колонке и все программы учета у оператора отображали, что в бак залит весь объем оплаченного топлива.

Так давно известно, что с 40 литров 1 литр не дольют.

Что характерно, недолив на и на Роснефти и на Лукойле.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
4 4