я это наблюдение сделал ещё лет 10 назад, крепко призадумался и нашел объяснение: отличники идут простым путём - учат, получают пятерки, уверены, что всё делают правильно и оттого - молодцы. Троечники не могут учить (лень, не даётся, иные объективные и не очень причины) и потому не могут идти простым путём, и им с юных лет приходится учиться врать, изворачиваться, предпринимать какие-то иные активные действия, и при этом пытаться тоже быть/выглядеть молодцами. А потом учеба заканчивается и отличник сталкивается с взрослым миром, которому насрать на то, какой он прилежный ученик. В этом взрослом мире надо уметь врать, изворачиваться, предпринимать какие-то иные активные действия. А отличник этого ничего не умеет, он только начинает этому учиться, а троечник уже на коне, он уже это всё прекрасно умеет, почему и к успеху приходит чаще/быстрее (иногда, конечно, может и не фартануть).